Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы исследования «Пособие по безработице» не вызывает сомнений в силу множества факторов, среди которых можно выделить.
Последствия проблем, затронувших мировые финансовые рынки, падение цен на нефть, политический фактор и глобальная нестабильность – все эти показатели отражаются на внутреннем развитии каждого государства, являющегося активным участником международных отношений. В 2014 году Россия вступила в зону экономического регресса, что моментально отразилось на состоянии внутренних рынков и позиции страны в мире.
Проблема безработицы выступает одной из злободневных социальных проблем отечественного общества начала Третьего тысячелетия. Ее распространение определено форсированным переходом нашей страны к рыночной экономике, социальным расслоением населения на бедных и богатых, резкой социальной поляризацией общества и социальным неравенством.
Государство формирует рынок социальных услуг как одно из основных направлений становления социальной политики. В Государственной программе нашего государства «Социальная поддержка граждан» на 2013-2020 г. указано, что в период осуществления программы субъектами РФ в границах региональных программ устанавливается осуществление переориентации работы системы органов социальной защиты населения субъектов РФ и муниципальных образований преимущественно на предоставление помощи гражданам, которые в этом непосредственно нуждаются.
По данным Росстата уровень безработицы снижается. Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности рабочей силы) в марте 2018г. составил 5,0%.
Сокращение людей, не имеющих работу, коснулось 72 регионов. Увеличение негативных показателей было зарегистрировано только в 9 субъектах федерации. Количество активных вакансий, представленных работодателями в службу занятости, составило 1,4 млн мест.
В целом, показатели по количеству людей, испытывающих проблемы с получением работы, остаются невысокими и демонстрируют незначительный рост по отношению к прошлогодним данным (5,9%, что выше 2015 года только на 0,1 пункта) .
Тем не менее, на сегодняшний день тяжело оценить истинную результативность установленных мер, и дипломная работа призвана внести вклад в совершенствование этой проблемы.
Объектом исследования представляются совокупность организационно-правовых отношений, которые складываются при формировании, функционировании и развитии системы социального обеспечения безработных, и в частности назначения и выплаты пособия по безработице.
Предмет исследования включает нормативно-правовые акты, судебную практику регламентирующие выше обозначенные отношения.
Целью курсовой работы является изучение особенностей пособия по безработице.
Для реализации обозначенной цели решались следующие задачи:
- рассмотреть социально-правовой статус и организационно-правовые формы социального обеспечения безработных граждан;
- выделить понятие пособия по безработице как вида социального обеспечения;
- рассмотреть условия получения пособия по безработице;
- рассмотреть порядок и размер начисления пособия по безработице.
Методологические основы курсовой работы включают общенаучные методы: системного анализа, индукции и дедукции, сравнения и аналогии, а также метод обобщений и др.
Структура работы включает в себя введение, основную часть, заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗРАБОТНЫХ В РФ
1.1 Социально-правовой статус и организационно-правовые формы социального обеспечения безработных граждан
20 апреля 1996 г. Президент РФ подписал Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» . Согласно данному Закону о занятости, а также внесенными в данный Закон о занятости изменениями , под безработным понимают трудоспособных граждан, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости, ищут работу и готовы приступить к ней (в качестве заработка не учитывается выходное пособие и сохраняемый средний заработок уволенным гражданам).
Органы службы занятости по месту жительства начинают считать лицо безработным не позднее одиннадцати дней с момента предъявления им следующих документов: паспорта, трудовой книжки, документов, которые удостоверяют его профессиональную квалификацию (диплом), а также справки о среднем заработке за последние три месяца, индивидуальной программы реабилитации (если обратившийся гражданин является инвалидом). В том случае, когда средний заработок был указан в иностранной валюте, то данную сумму необходимо перевести в рубли по официальному курсу.
Если гражданин ранее не работал и не имел конкретной специальности, то тогда в органы занятости необходимо предъявить паспорт и документ о среднем образовании.
Только по истечении десяти дней с момента обращения лица в службу занятости и в том случае если не будет предложена подходящая работа, гражданин получает статус безработного.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о занятости решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина. Исходя из положений законодательства :
– место пребывания – гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристическая база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно;
– место жительства – жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В своей обращении в Конституционный Суд РФ гражданин А.Я. Аваков обжаловал конституционность положения п. 2 ст. 3 Закона о занятости населения, на основании которого решение о признании гражданина, который зарегистрирован в целях розыска необходимой работы, безработный гражданин принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина. По мнению Авакова, обжалуемое положение Закона нарушает его конституционные права, которые гарантируются ст. 15 (части 1 и 2), 17, 18, 19 (части 1 и 2), 27, 37 (часть 3), 39 (часть 1) и 55 (части 1 и 2) Конституции РФ.
Конституционный Суд РФ в своем Определении указал, что такие гарантии, как обеспечение органами службы занятости безвозмездных консультаций, необходимых сведений и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях подбора необходимой профессии, трудоустройства, возможности профессионального обучения, распространяются на граждан, ищущих работу, независимо от того, признаны они в установленном порядке безработными или нет, а также независимо от места их жительства. Что касается права на получение пособия по безработице, то Законом о занятости указано, что назначение и выплата этого пособия производится только гражданину, который зарегистрировался в целях поиска подходящей работы и признанному безработным органами службы занятости по месту его жительства.
Введение требования регистрации безработных лиц по месту жительства не направлено на ущемление их права на охрану от безработицы. Данный учет обусловлен надобностью организовать наиболее подходящие условия для поиска территориальными органами службы занятости подходящей гражданину работы в границах именно той местности, где он проживает. Параллельно, учитывая, что исполнение указанного права